Использование центробежного нагнетателя
Категория: Система питания автомобиляНагнетатели данного типа достаточно распространены, а конструктивно они напоминают турбо-наддув, имея одинаковость в принципе нагнетания воздуха. Отличие – в способе привода. У основной детали нагнетателя – рабочего колеса (крыльчатки) – сложная конусообразная форма. От удачности проектировки его лопаток зависит эффект работы нагнетателя в целом. Воздух, после прохождения сужающегося канала, закручивается и отбрасывается радиальными лопастями крыльчатки к диффузору, который также иногда может иметь лопатки для снижения потерь давления.
После этого воздух попадает в пространство окружного воздушного туннеля, сделанного, как правило, в улиткообразной форме с постепенным расширением диаметра. Движение воздуха внутри кольца отличается быстротой и не большим давлением, но в расширенном русле конца улитки происходит понижение скорости и увеличение давления. Таким образом достигается получение необходимого подпора и «спрессованная атмосфера» накачивает цилиндры.
Сам принцип работы, нужный центробежному нагнетателю, является причиной его существенного недостатка. Эффективность крыльчатки требует очень высокой скорости ее вращения, при которой фактическое создаваемое компрессором давление находится в пропорциональной зависимости с квадратом скорости крыльчатки. Приближение показателя скорости порой к 200 тыс. об\мин за счет привода от коленчатого вала, связанного со шкивом турбины ременной передачей, вызывает очень приличный уровень шума. Многим, правда, такой звук симпатичен, а борьба с ним проводится с помощью дополнительного мультипликатора.
Наличие высоких рабочих оборотов обязывает с особыми требованиями подходить к качеству материалов и точности изготовления. Сам принцип нагнетания имеет еще минус и в том, что срабатывание происходит с задержкой, хотя этот недостаток не столь заметен, как у турбо-нагнетателей. Особенностью центробежного нагнетателя является и то обстоятельство, что прибавка давления гораздо ощутимее при высоких оборотах, то есть это хорошо для поддержки высокой скорости, но малопригодно для интенсивности разгона.
Популярность центробежных нагнетателей достаточно велика, поскольку они сравнительно не дороги и просты в применении и установке.